Чтобы организовать и провести полёт на воздушном шаре (тепловом аэростате), экипажам аэростатов используют несколько действующих столичных лётных районов. Пилоты фирмы "Авиатрон" многократно летали во всех выделенных для полётов районах, но Жуковский район не только для нас родной, а и, по нашему мнению, самый удобный, красивый и безопасный при проведении свободных полётов на тепловых аэростатах.

Мы надеемся, что приведённое ниже его краткое описание, будет полезно как пассажирам аэростатов, так и коллегам-пилотам, желающим совершить полёт на воздушном шаре в Жуковском районе.

Вообще-то сам г. Жуковский, как его называют - столица русской авиации, находится вне района полётов и является запретной зоной т.е. полёты непосредственно над городом разрешаются по специальному разрешению. Но летают здесь в зоне испытательных полётов аэродрома Лётно-Исследовательского института им. Громова, расположенного в черте города. Поэтому и район полётов - Жуковский.

Итак, движемся на юго-восток от Москвы! К западной границе района полётов можно попасть, проехав всего 18 км от МКАД по Новорязанскому шоссе до д. Михайловская Слобода. Но практически всегда место встречи экипажей с пассажирами, - это город Бронницы, что в 38 км от МКАД. Даже с пробками в выходные дни дорога от столицы займёт чуть более часа. Обычная разрешённая максимальная высота в районе полётов (т.н. потолок) около 500 м, бывает 1000, но с 2005 года по предварительной заявке мы стали получать разрешения на полёты на высотах и до 3000 м. Полёты проводятся под управлением АДП аэродрома.

Местность в районе полётов равнинная. Леса чередуются с полями и пойменными лугами т.к. вдоль всего района, с северо-запада на юго-восток, извилисто расчертило землю широкое в этих местах русло Москва-реки. Интересный, красивый полёт, как на больших высотах в облаках, так и у земли, над лесами, полями и водой, можно провести при любом направлении ветра. А с учётом возможности выбора удобных мест взлёта и посадки по маршруту, - и с сильным ветром. Были случаи, когда старт нами проводился на восьмиместном аэростате класса АХ-9 при ветре 4-5 м/сек утром, а через 1,5 часа полёта скорость ветра увеличивалась до 8-10 м/сек. Пилот совершал успешную посадку у реки на ровные пойменные луга с высокой травой. В любых других подмосковных районах полётов произвести подобную посадку с таким ветром на большом аэростате было бы крайне проблематично.

Ниже мы поместим краткое описание архитектурных памятников и исторических мест в зоне полётов. В наших краях их много, они красивы и над многими можно полетать.

Карта района полётов

У Архангельского собора в Бронницах

Двигаясь из Москвы по Новорязанскому шоссе, не доезжая 5 км до города Бронницы, вы попадёте в село Кривцы. В прошом оно принадлежало богатому роду Талызиных, а с 18 века - Волконским. Здесь в 1708 году была построена небольшая Смоленская церковь, с трапезной и колокольней. По внешнему виду этот сельский храм напоминает городские церкви, сооружённые в стиле московского барокко 17-18 веков, получившим позже название "дивное узорочье".

Перед селом Кривцы, налево, идёт дорога на Софьино, где на берегу Москвы-реки находилась не сохранившаяся до наших дней усадьба Царицы Софьи. Из построек 18 века сохранилась Никитская церковь, сооружённая в 1770 году по типу пятиглавых храмов 17 века с барочным декором.

За селом Кривцы, слева от Новорязанского шоссе, примерно в 3-х км на противоположном берегу Москва-реки, расположено село Марково. Здесь в бывшей усадьбе князя Л.Н.Одоевского сохранился интересный памятник архитектуры 17 века - Казанская церковь, построенная в 1672-1680 г.г, как предполагается, крепостным зодчим П.Потёмкиным. Церковь поражает своим редкостным убранством. Кирпичные стены декорированы белокаменными деталями и зелёными изразцами, а основные карнизы и наличники окон покрыты резьбой. Всё это придаёт фасадам церкви своеобразный скульптурный характер и не нужно быть специалистом в области архитектуры 17 века, чтобы пролетая на малой высоте на аэростате над этими местами невольно не залюбоваться открывшимся неповторимым видом. Внутреннее убранство храма было выполнено мастерами Оружейной Палаты. Иконостас главного храма с иконами датируется первой половиной 18 века. Предельный иконостас 17 века передан в музей древнерусского искуства имени Андрея Рублёва.

Далее, справа от шоссе, в селе Денежниково расположен архитектурно-парковый ансамбль конца 18 века. От бывшей усадьбы И.Л.Талызина, построенной в стиле классицизма, здесь остались главный дом с флигелями, одна из башен, служебное здание и парк с прудом. Наибольший интерес представляют изящные четырёхколонные портики тасканского ордена двух небольших флигелей и западная двухъярусная башня, имевшая декоративное значение. Эта башня называлась "Арсенал" и использовалась для хранения старинного родового оружия.

На 38-м километре Новорязанского шоссе, на высоком берегу Москва-реки, расположен город Бронницы. Впервые Бронницы упоминаются в летописи 1453 года под названием села Бронницы, принадлежавшего московским князьям. В конце 17 века Бронницы являлись хозяйственным царским поместьем. Здесь был основан один из первых госудаственных конных заводов. В 1781 году село было преобразовано в уездный город Бронницы, на гербе которого избражен конь на зелёном лугу. Ныне, на центральной площади города высится собор Михаила Архангела. Он был сооружён в 1705 году, через 5 лет после того, как село было подарено царём Петром I А.Д. Меньшикову. В этом архитектурном памятнике сочетаются объёмная композиция посадского храма 17 века и декор московского барокко. Вытянутый вверх четверик контрастирует с низкими апсидами и трапезной. В трёхрядности световых проёмов храма чувствуется влияние Рязанского собора, хотя в целом он напоминает московские пятиглавые храмы. Внутри Архангельского собора сохранилась лепная отделка, где всевозможные цветы и травы красивыми узорами покрывают стены и своды. Сохранился и искусно отделанный иконостас начала 18 века. Соборная колокольня построена позже, в 70-80 годы 19 века. По своей архитектуре она близка к колокольне Новодевичьего монастыря. Находящаяся поблизости от собора Иерусалимская церковь интересна как образец позднего классицизма в культовом зодчестве. Она была построена в 1834 году по проекту известного архитектора А.Местахова, ученика М.Ф.Казакова. В некрополе перед Архангельским собором (в стене ограды) находятся могилы декабристов М.А.Фонвизина и И.И.Пущина, проведших последние годы жизни под Бронницами, в усадьбе Марьино. К архитектурным достопримечательностям Бронниц относится также комплекс зданий бывших казарм кавалерийского полка, построенных в начале 19 века в классическом стиле ампир, с бельведером над воротами и башнями по углам, а также гостинный двор, состоящий из 4-х одинаковых корпусов, соединённых в каре, с простыми фасадами без колонн.

В 16 км за Бронницами в сторону Коломны по Новорязанскому шоссе, в селе Никитское сохранился небольшой типичный архитектурный ансамбль барских усадеб 18 века, принадлежавей тогда князьям Куракиным. До наших дней сохранился главный дом усадьбы с одним флигелем, служебная пристройка и Владимирская церковь в старом парке с прудами. Кирпичное с белокаменными деталями здание церкви было построено на столетие раньше остальных построек. С ним соединена одноэтажной трапезной палатой трёхъярусная колокольня со шпилем, которая своей внешней лёгкостью и нарядностью подчёркивает монументальность церкви.

Рядом с дорогой от т.н. "второй бетонки" до города Малино, которая идёт справа от Новорязанского шоссе с севера на юг, расположен ряд населённых пунктов с красивыми архитектутурными памятниками. В селе Авдотьино находится бывшая усадьба 18 века - родовое имение выдающегося писателя, просветителя и книгоиздателя Н.И.Новикова. Он провёл здесь детство и последние 22 года жизни. До наших дней от неё уцелели перестроенный флигель, два служебных здания, церковь и остатки парка. Тихвинская церковь - самый значительный художественный памятник усадьбы. Она выстроена в стиле барокко в 1749-1753 г.г. по заказу отца Н.И.Новикова.

Центральная авдотьинская улица переходит в дорогу, идущую вдоль необычайно красивой в этих местах реки Северка, к селу Никоновскому, в котором сохранилась старая Покровская церковь, построенная в 1738 году.

Очень красивы в расположенном северней по шоссе селе Заворово Троицкая церковь, построенная в 1699 году и Троицкая церковь в селе Троице-Лобаново, основание которой относится к 16 веку.

В Воскресенском районе нашей лётной зоны также сохранилось немало памятников архитектуры 17-18 веков.

В районе наших полётов это далеко не полный перечень красивых мест с архитектурными памятниками, полёт на воздушном шаре над которыми оставит неизгладимые впечатления.